Интерес Катара к изучению вопроса о создании газового картеля, подобного ОПЕК, добавляет еще одного крупного производителя в группу, куда входят Россия и Иран. И все же промышленные эксперты говорят, что у начинающейся затеи есть серьезные препятствия - от фрагментированного рынка до традиционного отсутствия сотрудничества между обладателями крупнейших в мире резервов.
Российский президент Владимир Путин и эмир Катара шейх Хамад бен Халифа аль-Тани заявили вчера на встрече в Дохе, Катар, что хотят, чтобы конкурирующие производители газа сотрудничали больше. Путин сказал, что отправит группу экспертов на газовую конференцию в Дохе в апреле, где они обсудят детали создания картеля.
Лидеры России, производителя газа номер 1 по критерию резервов, и Иран, номер 2, в последнее время говорят о создании структуры, подобной Организации стран-экспортеров нефти, управляющей объемом добычи с целью влиять на нефтяные цены во всем мире. Если такая организация будет создана, включение в нее Катара, номера 3, крупного производителя сжиженного газа, значительно усилит ее.
Но формирование такой организации может оказаться трудным. Шейх Хамад заявил, что поддерживает дискуссии, но не уверен, что газовый картель сможет в той же мере контролировать рынок, в какой это делает ОПЕК.
Спрос на газ растет на фоне глобального экономического подъема и из-за того, что он более экологичен при горении, чем другие виды топлива. Но газовые рынки фрагментированы, отчасти из-за того, что транспортировка газа за границу может быть трудной, затрудняя создание единого глобального рынка, подобного нефтяному, который может держать под контролем группа производителей. Сжиженный газ, т.е. газ, охлажденный до жидкого состояния, который доставляется за границу танкерами, приблизил газ к мировому рынку, но остается малой частью в глобальном потреблении.
К тому же газ обычно продается по долгосрочным контрактам. Это означает, что влияние картеля на такие соглашения будет небольшим, заявил Шейх Хамад на пресс-конференции в своем президентском дворце.
Предыдущие усилия не привели к значительному сотрудничеству между производителями газа. Россия, Катар и Иран являются членами Форума стран-экспортеров газа, который был создан в 2001 году, но не собирается с 2005 года.
Джонатан Стерн, директор газового проекта в Оксфордском институте энергетических исследований, сказал, что разговоры Путина о тесном сотрудничестве экспортеров газа - это еще не картель, поскольку не означает "организацию, устанавливающую цены или объем добычи". Он добавил, что у России и Катара как экспортеров газа мало общего - у них гораздо больший потенциал для конкуренции, особенно на европейском рынке.
Пресс-секретарь Международного энергетического агентства заявила, что картель, поднимающий цены, "побудит потребителей уменьшить спрос или перейти на другие виды топлива. Это особенно справедливо для газа, который можно заменить углем и ядерной энергией".
Пресс-секретарь Госдепартамента Джулия Ресайд заявила, что разговоры о "газовой ОПЕК" ведутся много лет, но безрезультатно. "Я думаю, опыт показывает, что свободные и открытые рынки эффективнее всего и для производителей, и для потребителей", - сказала она.
Россия вызвала на Западе опасения, что она использует свои огромные энергетические резервы как политический рычаг. Путин отвергает подобную критику и защищает шаги по увеличению газовых цен для некоторых потребителей в попытке ввести рыночные цены после многих лет низких цен.
|