Газ - это легковоспламеняющаяся смесь. Он требует большой осторожности в обращении. Русским, как никому другому, это должно быть хорошо известно. В конце концов, благополучие их страны зависит от этого ресурса, который в больших количествах скрывается в недрах российской земли. И, тем не менее, Россия в первые дни нового года обожглась на газе. Возможно, это было больно, однако это может оказать благотворное действие - на саму Россию, а также на Запад. Тогда, по крайней мере, урегулированный в среду конфликт между Россией и Украиной, связанный с установлением правильной цены на газ, будет иметь смысл.
Москва пыталась представить газовый конфликт как проблему чисто экономического характера. По версии, распространяемой находящимися под контролем государства СМИ, была мировая рыночная цена на газ, которую Украина просто не готова была платить. Однако достигнутый компромисс опровергает это: российский монополист "Газпром" в будущем будет продавать предназначенный для Украины газ по 230 долларов за 1000 кубометров посреднику. Он будет добавлять к нему центральноазиатский газ, главным образом, из Туркменистана, который Россия получает по цене гораздо ниже той якобы непреложной рыночной цены. В результате Украина покупает смесь по 95 долларов - это цена, которая устраивает обе стороны.
На первый взгляд не очевидно, почему для такого решения понадобился кризис, во время которого "Газпром" демонстративно перекрыл газ Украине и европейские покупатели газа подверглись опасному давлению. Это можно объяснить, прежде всего, формой обращения России с бывшими советскими республиками. Московский политический класс не способен воспринимать эти страны как действительно независимые государства и обращаться с ними соответственно.
По внутриполитическим причинам эта проблема в последнее время еще обострилась. Путинская система характеризуется создаваемой государственным телевидением мнимой действительностью, в которой показывается только величие и мощь России. В этом мнимом мире переметнувшаяся на Запад Украина без возражений должна платить ту цену, которую назначает мировая сырьевая держава Россия. Поэтому персонал Путина часто реагирует ужасающе неподготовленно на столкновение с реальностью - в данном случае на украинскую строптивость. Кремль хотел показать украинцам, что одной демократией не согреешься. Однако тем самым он только ускорил отчуждение от якобы братского народа. В характере российских руководителей заложено, что они лучше могут общаться с диктаторами типа белоруса Александра Лукашенко и деспотами, подобными узбеку Исламу Каримову.
Совершенно независимо от этого недостатка Россия до последнего времени пользовалась безупречной репутацией поставщика сырья. На Западе это придавало силы тем, кто охотно готов был смириться с меньшим количеством демократии в России в обмен на большие гарантии наличия энергии у себя дома. Однако в ходе конфликта с Украиной Россия дала почувствовать, что значат большие запасы сырья в руках авторитарной власти, которая постоянно пытается воспринимать энергетические ресурсы скорее как оружие, а не как товар. Тот, кто пытается заигрывать с Россией, с каждым шагом все больше удаляющейся от демократии, только увеличивает эту опасность. Ведь он дает путинскому окружению, действующему самодержавно внутри страны, и в обращении с другими странами возможность вести себя надменно.
Именно в этом отношении газовый кризис начала года был так полезен. Россия хотела продемонстрировать силу, а показала слабость - а именно, в той мере, в какой падающее давление в европейских газопроводных сетях увеличило давление на Кремль. Сырьевая зависимость является обоюдной. Россия зависит от своей репутации надежного поставщика. Излишняя жесткость России в конфликте с Украиной, тоже не особо готовой идти на компромиссы, дала повод сомневаться в ее надежности. В Кремле эту проблему распознали, хотя и несколько поздно, и это значительно ускорило процесс нахождения решения. Российское руководство может быть не демократичным и уж тем более не симпатичным, однако оно состоит не из авантюристов.
Однако Европа не должна рассчитывать на то, что так будет всегда. Некоторые направления российской политики вынуждают предусмотрительные правительства на Западе готовиться к тому, что события могут внезапно развиваться по тревожным сценариям. В России подрастает поколение молодых людей, которые очень мало знают об ужасах советского прошлого, но много слышат о гордости и величии России. Это делается с целью поднять общественный настрой и стабилизировать политическую систему. Однако таким образом воспитываются умы, перед которыми Европа, возможно, однажды будет испытывать страх. Поэтому неправильно расхваливать балтийский трубопровод как спасение от всех бед. Он обходит такие транзитные страны, как Украина и Польша, однако усиливает зависимость от российского сырья. При этом в обращении с газом главное одно - осторожность.
|